Первое – это очень четкое казначейство, т.е. управление системой платежей. Кто платит, кому платит, в какие сроки платит, кто одобряет эти платежи, в какие платежные дни платежи уходят. Если в бизнесе до миллиарда это делается вручную и часто с непосредственным прямым участием владельца, то в более зрелом бизнесе это структурировано именно в формате казначейства.
Второе – это, конечно же, плановое извлечение прибыли и плановое управление финансовыми потоками. В бизнесе до миллиарда, к сожалению, часто это происходит по принципу – «повезло или не повезло». Повезло – и в конце квартала появилась какая-то прибыль на руки, или как еще говорят, «на карман» учредителю. Не появилась – не повезло. Повезло – обошлись летом без кассового разрыва. Не повезло – опять надо затыкать кассовый разрыв.
Движение от миллиарда к десяти невозможно без перехода от режима «повезло/не повезло» в режим «планово-предупредительный», когда в бизнесе есть система финансового планирования, есть система бюджетирования, которая позволяет, во-первых, планово проходить как высокие, так и низкие сезоны, и, во-вторых, разумеется, планово извлекать прибыль для учредителей».