ГОСДЕНЬГИ ДЛЯ БИЗНЕСА:
Как и зачем?
Глеб Архангельский
Эксперт, предприниматель, инвестор
Многие бизнесмены чураются самой мысли о государственных деньгах и государственной поддержке. И зря. Пора как следует подумать об этом. Причем речь не о работе с госзаказом. Речь о прямой государственной поддержке бизнес- проектов. Субсидиях, грантах, дешевых кредитах.

Если вы владелец зрелого среднего бизнеса с выручкой 1-2 миллиарда рублей в год, вам всегда нужны деньги на развитие. Еще одна производственная линия, еще сотня-другая миллионов оборотного капитала, еще здание... - потребностей в развитии гораздо больше, чем у вас есть собственного капитала. Закладывать банкирам все, что вы еще не успели заложить? Так себе идея.

Раньше многие предприниматели чуждались государства и плохо представляли, как оно работает. Сейчас это проигрышная и недальновидная стратегия. В условиях мощного переформатирования рынков, замещения иностранных игроков, ломки и перестройки привычных логистических цепочек странно не пользоваться возможностями, которые предоставляет государство.
Даже беглый взгляд на имеющиеся варианты поддержки может вас сильно запутать. Что нужно именно для вашего действующего бизнеса, или нового, о котором вы давно мечтаете? 300 миллионов рублей от Фонда развития промышленности под 1% годовых в кредит? Или субсидия Минпромторга, невозвратная, на ту же сумму, но с софинансированием 50:50? А могут ли эти "ваши" 50% быть не совсем вашими, а например заемными?

В этом месте мои клиенты чаще всего говорят "конечно, субсидия лучше, невозвратные деньги лучше" Совершенно не факт! Долгосрочный кредит под 1% или 3% по реальной выгодности для вашего бизнеса может быть сопоставим с субсидией, при этом быть намного проще в получении и в отчетности. Нужно погружаться, считать, сопоставлять.

А может быть вы давно задумывались о растущем рынке внутреннего туризма, и хотели сделать себе летнюю отдушину от бетонных джунглей мегаполиса - глемпинг или агротуристический проект? Странно было бы не воспользоваться субсидией вашего регионального Минтуризма - кстати, есть ли такая именно в вашем регионе?...не все регионы выиграли федеральный конкурс... Или присмотреться к программе федерального Минсельхоза, где на 15% своих средств, вложенных в развитие агротуристического проекта, обещают 85% государственного софинансирования?

Возможно, в вашей совершенно не айтишной компании назрела крепкая собственная ИТ-разработка, какая-нибудь специфическая отраслевая учетная система, которая кажется все более полезной и которую все сильнее хочется вывести в рынок, импортозамещая программы-аналоги? И несколько десятков миллионов рублей субсидии от РФРИТ (Российского фонда развития ИТ- технологий) вам бы не помешали для вывода продукта в рынок?
Итак, есть большое тематическое поле, в котором стоит разобраться
Прежде чем дать вам ПЯТЬ ВАЖНЕЙШИХ ВОПРОСОВ, которые разобраться помогут, стоит представиться - меня зовут Глеб Архангельский, и вы наверняка читали мои книги о тайм-менеджменте. Но важно знать обо мне кое-что еще. Кроме личного и корпоративного тайм-менеджмента, я занимаюсь вопросами бизнес-эффективности - консультирую предпринимателей, обычно с годовой выручкой в интервале от 1 до 10 млрд. рублей.

Мой первый бизнес я продал стратегическому инвестору в 2011-м году, технично готовив его к продаже несколько лет, со всеми красотами - аудитом от топовой компании, ISO от Det Norske Veritas, оформленными нематериальными активами, работающей как часы CRM-системой и т.п. Заработав больше денег, чем за всю предыдущую бизнес-жизнь, я инвестировал в самые различные активы в разных странах мира - классический и агрессивный фондовой рынок, жилую и коммерческую недвижимость, физическое золото и сельхозземли и т.д. Набил много шишек, приобрел бесценный бизнес-опыт.

Одной из лучших инвестиций было бизнес-образование в TRIUM Global Executive MBA - программе номер 1 в рейтинге FInancial Times. Два года, несколько университетов и городов (Лондон, Нью-Йорк, Париж, Шанхай, Ченнай), 86 человек из 35 стран, лучшие преподаватели мира - это была мощнейшая прокачка бизнес-компетенций, которая до сих пор помогает мне и моим клиентам.

Параллельно я проработал несколько лет в президентском проекте - руководителем одной из рабочих групп Национальной предпринимательской инициативы. Там я получил благодарность Правительства (2015 г.) и благодарность Президента (2019 г.) Согласительные совещания в Администрации Президента, наблюдательные советы под председательством первых лиц страны в Кремле и Ново-Огарево, трибуны высоких форумов и напряженная атмосфера коридоров Старой площади - это было исключительно интересно и позволило "изнутри" разобраться в том, как работает государственная машина на всех уровнях. Этот опыт описан в книге "Госслужба на 100%". Параллельно занимался вопросами инвестпривлекательности регионов в качестве члена президиума общероссийской предпринимательской организации ОПОРА России, плотно общался с губернаторами, министрами экономики регионов, "столпами" регионального бизнеса.

Таким образом сейчас, когда мы с клиентом разбираем вопросы господдержки его бизнеса, я смотрю на вопрос с трех сторон:
  1. мой опыт в бизнес-консультировании и понимании бизнес-процессов клиента;
  2. международный, финансовый и инвестиционный взгляд, со всеми IRR, NPV, ставками дисконтирования и т.п. "заумью", с которой очень плохо умеют работать бизнесмены-миллиардники "от сохи", и без которой никакой Фонд развития промышленности никаких денег не даст;
  3. практический опыт работы с российской государственной машиной на всех уровнях (федеральный, региональный, муниципальный) по инвестпроектам самого разного масштаба, и большое количество контактов в этой сфере. Зачастую тизер-одностраничник, посланный в вотсап двум-трем региональным министрам (экономики, промышленности, цифровизации) экономит месяцы мучительного писания бизнес-планов.

Опираясь на этот опыт и знания, рекомендую вам
Пять важнейших вопросов
которые бизнесмен с плюс-минус миллиардом рублей годовой выручки обязан себе задать в поисках средств на развитие бизнеса или создание нового проекта:
1. Какое именно министерство, ведомство, фонд, структура может поддерживать проекты вроде того, который вы задумали?

Знаете ли вы, например, что Министерство образования и науки может субсидировать производственные проекты, связанные с внедрением научных разработок? Вот и я не знал, пока один из моих клиентов не получил 150 миллионов рублей субсидии на создание производственной линии по производству удобрений из торфа, с опорой на разработки регионального профильного вуза.

2. Вам поможет федеральная структура или региональная?

У многих федеральных структур поддержки есть региональные "клоны". Работать с региональными структурами среднему бизнесу часто проще и удобнее. Например, с проектом на сотни миллионов рублей лучше идти в федеральный Фонд развития промышленности, а на десятки миллионов рублей - в региональный, в котором соучредителями обычно являются федеральный фонд и региональное министерство экономики. При этом в федеральной структуре ваши сотня-другая миллионов - это мелочевка, проходной проект, а региону сто миллионов инвестиций и несколько сотен рабочих мест могут быть вполне интересны.

Конечно, в любой региональной структуре будут свои нюансы, особенности, предпочитаемые типы инвестиционных проектов, размеры доступного капитала (нужная вам программа есть, но в этом году средства закончились...) - в это нужно погружаться. Иногда федеральные деньги доводятся через региональные структуры, и вам нужно уметь отслеживать ситуацию на обоих уровнях. Вы сработали хорошо, но ваш регион не получил федеральных денег, потому что региональная заявка в целом была слаба - упс...

3. Если вам подходит региональная поддержка - в каком регионе "заземлять" проект и на основе каких соображений?

Часто бывает, что в регионе вашего текущего присутствия вам все понятно, и с другой стороны, власть относится к вам как к "данности". Скучное многолетнее сосуществование.

Выйти с новым проектом в другой регион может оказаться гораздо выгоднее - если там сильный экономический блок правительства, вас будут завлекать, соблазнять и поддерживать гораздо активнее, чем в своем регионе. Это несправедливо и неправильно, но часто именно так и происходит.

При этом для вас региональная диверсификация бизнеса оказывается крайне полезна. Вы не зависите целиком от какого-либо одного губернатора или министра, и можете перебрасывать ресурсы и акценты между разными проектами в разных регионах. Русские средневековые князья были не дурнее нас, когда в одно княжество могли входить одновременно Руза, Можайск, Волок Ламской, Ржев и какие-нибудь соляные прииски на крайнем Севере. Такая географическая разбросанность придавала устойчивость в случае войн, неурожаев, эпидемий и т.д. Аналогично выручает распределенность бизнеса по разным регионам.

При поиске подходящего региона возникает огромное количество факторов - логистических, политических, экономических, эмоциональных, человеческих. Программа поддержки хорошая - но курирующий министр "никакой", досиживает до пенсии. Министр толковый, но регион в этом году не выиграл федеральный конкурс. Все министры толковые, деньги есть - трудовых ресурсов подходящих нет, все выкачал более развитый соседний регион. И т.д. и т.п.

Это матрица о множестве переменных, которую нужно составлять под каждый проект, и обязательно проверять реакции на местности - засылать тизер проекта целевым министрам в интересующих регионах, общаться с главами региональных ТПП, Опоры России и Деловой России, поднимать в нашем обширном инвестклубе "Эффективный бизнесмен" контакты людей из этих регионов и общаться с ними и т.д.

4. Какое "агрегатное состояние" получаемых денег выбирать?

Какой именно формат поддержки больше подходит вашему проекту - субсидия, кредит, что-то еще? Возвратные деньги, невозвратные, условно невозвратные - как программа ФОТ 2.0, которая очень неплохо сработала во время ковида?

Выше я упоминал РФРИТ. Что лучше выбрать, субсидии вам как разработчику ИТ-продукта - или возможно субсидию крупному государственному или корпоративному заказчику на закупку вашего продукта? В том и в другом случае деньги попадут к вам, но совершенно разными путями, по разным программам, под разную отчетность.

Другой пример. У меня есть небольшой агротуристический проект "для души" - благо летом, когда консалтинговый бизнес в мегаполисах стихает, в деревне как раз самая "страда".

Так получилось, что для первых шагов я параллельно запустил работу по двум программам: кредит регионального Фонда развития предпринимательства и субсидии местного Минтуризма. Кредит на 3 млн руб под 1% годовых, первые 2 года выплачиваются только проценты. Субсидия - 50:50, 1.5 млн своих, 1.5 государственных, государственные деньги не возвращаться, но по ним нужно отчитываться.

Оформление и получение кредита заняло пару недель с минимумом писанины, и все, связанное с кредитом, было построено и запущено к сезону, так что первый же доход с объекта окупил выплату процентов на ближайшие два года. А вот объявление о победителях по субсидиям, запланированное на конец мая, состоялось 17 июля (!), и нашего проекта не было в числе выигравших.

Если бы я ориентировался, как многие бизнесмены, только на "невозвратные" деньги, я бы не получил ничего. При этом даже при инфляции 5-6% годовых, не говоря о более высокой, кредит под 1% на 7 лет - это фактически и есть 50-ти процентная субсидия, растянутая во времени. Разумеется, субсидии тоже интересны, и мы продолжаем мониторить ситуацию с субсидиями и попробуем еще раз, учтя ошибки первого опыта.

5. Как установить рабочий контакт со структурой, выдающей господдержку

Малоперспективное занятие - открывать сайты, читать о программах и "вхолодную" подавать заявки. Шанс на успех минимален. И речь совершенно не о коррупционной составляющей. По моим наблюдениям, сфера госсубсидий гораздо менее коррумпирована, чем банальные корпоративные закупки, поскольку госструктуры с леденящими кровь названиями присматривают за ней гораздо строже.

Нет, речь о нормальном человеческом и информационном контакте. У регионального Минтуризма есть телеграм-чат, в котором состоят дельные и активные туристические проекты региона и обсуждают всякие субсидийные вопросы. Этот чат не секретный, не закрытый, но и не упомянут крупными красными буквами на сайте. Надо как-то в него попасть - как?

На правильной конференции за круглым столом в небольшой секции, до которой мало кто добредает, чиновник Минцифры рассказывает ИТ-директору госкорпорации, как приостановили и переформатируют на импортозамещение все программы РФРИТ после 24.02.2022. Вы присутствуете при этом разговоре? Вы обменялись визитками с этими двумя деятелями отрасли? Вы продадите ваш продукт в эту госкорпорацию с помощью субсидий РФРИТ в их новом формате? Вы знаете, что это за конференция и ходите на нее ежегодно?

Еще проще - на президиуме Опоры России с главой Минпромторга (а Опора России ежемесячно проводит президиум с одним из федеральных министров) обсуждаются предметные вопросы господдержки, с целевыми замами можно переговорить напрямую и обменяться контактами. Вы участвуете в президиуме Опоры России? Вы член президиума Опоры России? Или хотя бы Опоры как таковой? А как и зачем становятся членами Опоры? А членами ее президиума? или правления, а в чем разница? Или лучше стать членом генсовета Деловой России? или членом корсовета? Чем корсовет отличается от генсовета и членом чего быть "круче" и полезнее для дела? А где здесь ТПП - Торгово-промышленная палата? Вопросы, вопросы, вопросы...
Есть ли люди или компании, которые помогут во всем этом разобраться?
Мне неизвестны консалтинговые компании, которые выступали бы своего рода "кредитными брокерами" по всем формам господдержки. Есть узкие специалисты в конкретных форматах - туристических, промышленных, сельскохозяйственных, ИТ и других отраслевых программах. Поэтому в первом приближении придется разобраться самому, и затем уже точечно искать "грантописцев" под вашу конкретную задачу.

Давайте разбираться в правильном месте, с правильным экспертом и в хорошей компании. Приглашаю вас на вечернюю деловую встречу:
ГОСДЕНЬГИ И ГОСПОДДЕРЖКА: как найти новые ниши и возможности
15 сентября, четверг, 18.00 - 20.30, Президент-отель (Б.Якиманка 24)

  • В знаменитом отеле, памятнике поздней Империи (1983 год), видевшем Юрия Андропова и Фиделя Кастро, Барака Обаму и Ангелу Меркель, регулярно принимающего президента России и первых лиц других государств,

  • В компании бизнесменов - "миллиардников", предпринимателей с выручкой 1 - 2 млрд руб в год - это портрет обычного участника наших мероприятий,

  • Быстро разберемся в основных формах господдержки и тернистых путях ее получения. В качестве раздаточного материала мы свели для вас основные формы поддержки ключевых ведомств - Минпромторг, Минсельхоз, Минобр, Ростуризм, Фонд развития промышленности, РФРИТ. В открытых источниках вы такой информации не найдете - вернее, потратите месяцы на ее поиск и сведение воедино.

Регламент мероприятия:
17.30
17.30
Регистрация участников, приветственный кофе
18.00
18.00
Азы лоббизма для бизнесмена -"миллиардника"
Выступает Глеб Архангельский
  • Зачем бизнесмену, стремящемуся не застрять в своем миллиарде годовой выручки, учиться лоббизму и взаимодействую с государством
  • Где искать "ваши" меры поддержки и госфинансирования, на какие министерства и ведомства обратить внимание
  • Как использовать региональные меры поддержки и выбирать регион "заземления" своего проекта
  • Обзор ключевых предпринимательских организаций (Опора, Деловая Россия, ТПП, РСПП) и стратегий эффективной работы с ними
19:00
19:00
Как упаковывать свой бизнес и своей проект под привлечение госфинансирования
Выступает Павел Вешаев, эксперт по финансовой эффективности бизнеса
  • Практический кейс: разбор процесса работы с госфинансированием на примере получения безвозвратной субсидии 400 млн. руб. от Минпромторга
  • Какие требования к бизнесу - получателю господдержки обычно предъявляются
  • Как "причесать" себя на соответствие этим требованиям
  • Какие документы - бизнес-план, финмодель, ТЭО и т.п. - обычно требуются и так ли ужасна госбюрократия, как ее обычно описывают
  • Какие формы проверок ждут получателей господдержки и как содержать свои дела в порядке и не бояться этих проверок
20.00
20.00
Заполнение анкет обратной связи, розыгрыш призов, свободное общение
В стоимость участия включен подробный раздаточный материал - обзорные таблицы форм поддержки по нескольким ключевым направлениям: Фонд развития промышленности, Корпорация МСП, Минсельхоз, Ростуризм, Минобрнауки, Российский фонд развития интернет-технологий.

Глеб Архангельский известен как основоположник российской школы тайм-менеджмента. Среди его клиентов Администрация Президента и силовые структуры, Газпром и Сбербанк, PricewaterhouseCoopers и Microsoft.

Обладатель звания «Предприниматель года» Ernst and Young
, самой известной мировой премии в области предпринимательства, в номинации «Образование и развитие бизнеса».

Прошел обучение в программе Global Executive MBA - No 1 рейтинга Financial Times.

Награжден благодарностями Правительства России (2015 г.) и Президента России (2019 г.) за активное участие в работе по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации
Ведет встречу Глеб Архангельский
глеб архангельский
Условия участия, организационные подробности узнайте у менеджеров:
Юлия Бестугина +7 916 118 1977

Филипп Кирсанов +7 916 552 1979
Количество мест ограничено.
записаться на встречу
Оставьте контактные данные – мы свяжемся с вами в течение одного рабочего дня и расскажем обо всем подробно.
Есть вопросы – задайте их в форме.