1. Какое именно министерство, ведомство, фонд, структура может поддерживать проекты вроде того, который вы задумали?
Знаете ли вы, например, что Министерство образования и науки может субсидировать производственные проекты, связанные с внедрением научных разработок? Вот и я не знал, пока один из моих клиентов не получил 150 миллионов рублей субсидии на создание производственной линии по производству удобрений из торфа, с опорой на разработки регионального профильного вуза.
2. Вам поможет федеральная структура или региональная?
У многих федеральных структур поддержки есть региональные "клоны". Работать с региональными структурами среднему бизнесу часто проще и удобнее. Например, с проектом на сотни миллионов рублей лучше идти в федеральный Фонд развития промышленности, а на десятки миллионов рублей - в региональный, в котором соучредителями обычно являются федеральный фонд и региональное министерство экономики. При этом в федеральной структуре ваши сотня-другая миллионов - это мелочевка, проходной проект, а региону сто миллионов инвестиций и несколько сотен рабочих мест могут быть вполне интересны.
Конечно, в любой региональной структуре будут свои нюансы, особенности, предпочитаемые типы инвестиционных проектов, размеры доступного капитала (нужная вам программа есть, но в этом году средства закончились...) - в это нужно погружаться. Иногда федеральные деньги доводятся через региональные структуры, и вам нужно уметь отслеживать ситуацию на обоих уровнях. Вы сработали хорошо, но ваш регион не получил федеральных денег, потому что региональная заявка в целом была слаба - упс...
3. Если вам подходит региональная поддержка - в каком регионе "заземлять" проект и на основе каких соображений?
Часто бывает, что в регионе вашего текущего присутствия вам все понятно, и с другой стороны, власть относится к вам как к "данности". Скучное многолетнее сосуществование.
Выйти с новым проектом в другой регион может оказаться гораздо выгоднее - если там сильный экономический блок правительства, вас будут завлекать, соблазнять и поддерживать гораздо активнее, чем в своем регионе. Это несправедливо и неправильно, но часто именно так и происходит.
При этом для вас региональная диверсификация бизнеса оказывается крайне полезна. Вы не зависите целиком от какого-либо одного губернатора или министра, и можете перебрасывать ресурсы и акценты между разными проектами в разных регионах. Русские средневековые князья были не дурнее нас, когда в одно княжество могли входить одновременно Руза, Можайск, Волок Ламской, Ржев и какие-нибудь соляные прииски на крайнем Севере. Такая географическая разбросанность придавала устойчивость в случае войн, неурожаев, эпидемий и т.д. Аналогично выручает распределенность бизнеса по разным регионам.
При поиске подходящего региона возникает огромное количество факторов - логистических, политических, экономических, эмоциональных, человеческих. Программа поддержки хорошая - но курирующий министр "никакой", досиживает до пенсии. Министр толковый, но регион в этом году не выиграл федеральный конкурс. Все министры толковые, деньги есть - трудовых ресурсов подходящих нет, все выкачал более развитый соседний регион. И т.д. и т.п.
Это матрица о множестве переменных, которую нужно составлять под каждый проект, и обязательно проверять реакции на местности - засылать тизер проекта целевым министрам в интересующих регионах, общаться с главами региональных ТПП, Опоры России и Деловой России, поднимать в нашем обширном инвестклубе "Эффективный бизнесмен" контакты людей из этих регионов и общаться с ними и т.д.
4. Какое "агрегатное состояние" получаемых денег выбирать?
Какой именно формат поддержки больше подходит вашему проекту - субсидия, кредит, что-то еще? Возвратные деньги, невозвратные, условно невозвратные - как программа ФОТ 2.0, которая очень неплохо сработала во время ковида?
Выше я упоминал РФРИТ. Что лучше выбрать, субсидии вам как разработчику ИТ-продукта - или возможно субсидию крупному государственному или корпоративному заказчику на закупку вашего продукта? В том и в другом случае деньги попадут к вам, но совершенно разными путями, по разным программам, под разную отчетность.
Другой пример. У меня есть небольшой агротуристический проект "для души" - благо летом, когда консалтинговый бизнес в мегаполисах стихает, в деревне как раз самая "страда".
Так получилось, что для первых шагов я параллельно запустил работу по двум программам: кредит регионального Фонда развития предпринимательства и субсидии местного Минтуризма. Кредит на 3 млн руб под 1% годовых, первые 2 года выплачиваются только проценты. Субсидия - 50:50, 1.5 млн своих, 1.5 государственных, государственные деньги не возвращаться, но по ним нужно отчитываться.
Оформление и получение кредита заняло пару недель с минимумом писанины, и все, связанное с кредитом, было построено и запущено к сезону, так что первый же доход с объекта окупил выплату процентов на ближайшие два года. А вот объявление о победителях по субсидиям, запланированное на конец мая, состоялось 17 июля (!), и нашего проекта не было в числе выигравших.
Если бы я ориентировался, как многие бизнесмены, только на "невозвратные" деньги, я бы не получил ничего. При этом даже при инфляции 5-6% годовых, не говоря о более высокой, кредит под 1% на 7 лет - это фактически и есть 50-ти процентная субсидия, растянутая во времени. Разумеется, субсидии тоже интересны, и мы продолжаем мониторить ситуацию с субсидиями и попробуем еще раз, учтя ошибки первого опыта.
5. Как установить рабочий контакт со структурой, выдающей господдержку
Малоперспективное занятие - открывать сайты, читать о программах и "вхолодную" подавать заявки. Шанс на успех минимален. И речь совершенно не о коррупционной составляющей. По моим наблюдениям, сфера госсубсидий гораздо менее коррумпирована, чем банальные корпоративные закупки, поскольку госструктуры с леденящими кровь названиями присматривают за ней гораздо строже.
Нет, речь о нормальном человеческом и информационном контакте. У регионального Минтуризма есть телеграм-чат, в котором состоят дельные и активные туристические проекты региона и обсуждают всякие субсидийные вопросы. Этот чат не секретный, не закрытый, но и не упомянут крупными красными буквами на сайте. Надо как-то в него попасть - как?
На правильной конференции за круглым столом в небольшой секции, до которой мало кто добредает, чиновник Минцифры рассказывает ИТ-директору госкорпорации, как приостановили и переформатируют на импортозамещение все программы РФРИТ после 24.02.2022. Вы присутствуете при этом разговоре? Вы обменялись визитками с этими двумя деятелями отрасли? Вы продадите ваш продукт в эту госкорпорацию с помощью субсидий РФРИТ в их новом формате? Вы знаете, что это за конференция и ходите на нее ежегодно?
Еще проще - на президиуме Опоры России с главой Минпромторга (а Опора России ежемесячно проводит президиум с одним из федеральных министров) обсуждаются предметные вопросы господдержки, с целевыми замами можно переговорить напрямую и обменяться контактами. Вы участвуете в президиуме Опоры России? Вы член президиума Опоры России? Или хотя бы Опоры как таковой? А как и зачем становятся членами Опоры? А членами ее президиума? или правления, а в чем разница? Или лучше стать членом генсовета Деловой России? или членом корсовета? Чем корсовет отличается от генсовета и членом чего быть "круче" и полезнее для дела? А где здесь ТПП - Торгово-промышленная палата? Вопросы, вопросы, вопросы...